Российские регуляторы должны расширить возможности банков по покупке облигаций, считает Денис Шулаков, первый вице-президент Газпромбанка.
Ликвидность российского долгового рынка резко упала в 2022 году, поскольку иностранные инвесторы ушли с рынка, а те, кто не ушел — их активы оказались заперты. Основными игроками на российском фондовом рынке стали физические лица, а на рынке облигаций — банки.
Основной игрок на этом рынке — банки, и этим надо пользоваться, превращать минус в плюс», — сказал Шулаков, выступая на конференции «Стратегическая сессия российского долгового рынка» «Эксперт РА».
По сравнению с развитыми рынками преобладание банков на российском рынке облигаций «не очень хорошо», добавил он, но сегодня оборот по облигациям Газпрома, самому ликвидному инструменту, составляет всего 100 млн рублей, что «очень мало».
Нам нужно увеличить ликвидность на рынке корпоративного долга, и банки могут помочь в этом, если регулятор даст стимулы.
«Наверное, нужно что-то подправить в регулировании», — сказал Шулаков.
Он добавил, что список высоколиквидных активов для банков нужно расширить за счет эмитентов с высоким рейтингом, увеличив количество облигаций компаний, которые будут «ломбардироваться Казначейством» или Центральным банком.
Эти изменения вступят в силу очень быстро. Шулаков вспомнил, как долго власти готовились к выпуску облигаций в юанях, а в прошлом году из-за санкций эти инструменты «выстрелили вверх».
«За год, когда нам понадобилась валюта, которой можно было бы хеджировать экспортную выручку, мы увидели, что наш рынок оказался вполне работоспособным, было зарегистрировано много мультивалютных облигационных программ», — сказал Шулаков.
По его словам, самым сложным в выпуске юаневых облигаций в прошлом году был технический момент, а именно расчеты.
Но это не помешало рынку, в прошлом году российские компании разместили 16 выпусков облигаций, номинированных в китайских юанях, на сумму более 45 млрд юаней.
«Кривая государственного долга, деноминированного в юанях, была бы сейчас очень кстати. Это был бы отличный бенчмарк», — сказал Дмитрий Тимофеев, генеральный директор TCB Investment Partners.